АЛЕСЯ БОНДАРЕНКО
Эксперт в управлении ассортиментом и категорийном менеджменте

Помогу повысить эффективность вашего бизнеса
Бондаренко Алеся
Эксперт в управлении ассортиментом и
категорийном менеджменте

Помогу повысить эффективность вашего бизнеса
Эффективное управление ассортиментом – ключ к успеху, потому что важно не иметь много товаров, а иметь именно те, которые приносят наибольшую ценность
Качественное управление продуктовой матрицей имеет огромную значение для бизнеса, так как позволяет оптимизировать товарный запас компании, удовлетворить потребности клиентов, повысить эффективность и конкурентоспособность
Эффективное управление ассортиментом – ключ к успеху, потому что важно не иметь много товаров, а иметь именно те, которые приносят наибольшую ценность
Качественное управление продуктовой матрицей имеет огромную значение для бизнеса, так как позволяет оптимизировать товарный запас компании, удовлетворить потребности клиентов, повысить эффективность и конкурентоспособность
Обо мне
Алеся Бондаренко
  • Эксперт в создании товаров СТМ
  • CPO ТДЛ Текстиль по направлению «Медицинские товары», ex-CPO Леруа Мерлен, ex-CPO ТС Монетка
  • 16+ лет опыт в закупках и категорийном менеджменте
  • 35+ человек в моем подчинении в отделе закупок и продакт-дирекции
  • 10+ млрд годовая выручка направлений, которые я развивала
  • 150+ реализованных проектов СТМ (в том числе 15+ проектов с международными командами)
К чему приводит неэффективное управление ассортиментом
  • РОСТ ИЗДЕРЖЕК КОМПАНИИ
    Увеличение производственных, складских и логистических издержек, что снижает общую эффективность бизнеса
  • ПОТЕРЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
    Снижение конкурентоспособности на рынке, поскольку конкуренты могут предлагать более актуальные и востребованные товары
  • ПАДЕНИЕ УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
    Несоответствие запросам и потребностям клиентов ухудшает уровень обслуживания и приводит к потере доверия со стороны покупателей
  • УХУДШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
    Уменьшение прибыли из-за потерь на неэффективных товарах и недополученных доходах от востребованных товаров
  • ПЕРЕИЗБЫТОК ИЛИ НЕДОСТАТОК ТОВАРОВ
    Избыток определенных товаров увеличивает затраты на хранение и уменьшает оборачиваемость товара, а недостаток наиболее востребованных товаров приводит к потере клиентов
  • СНИЖЕНИЕ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ К БРЕНДУ
    Несоответствие ассортимента потребностям целевой аудитории может негативно сказаться на репутации бренда и снизить уровень доверия и лояльность к бренду
Преимущества эффективного управления ассортиментом
  • 1
    УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДАЖ
    Оптимизация ассортимента позволяет выделить наиболее востребованные продукты и убрать менее эффективные, что способствует увеличению оборота и прибыли
  • 2
    СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК
    Хорошо управляемый ассортимент помогает избежать излишних запасов, издержек на хранение, и уменьшает затраты на складирование
  • 3
    АДАПТАЦИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА
    Постоянный мониторинг и анализ ассортимента помогает быстро реагировать на изменения на рынке, новые тренды и запросы потребителей
  • 4
    ПРИВЛЕЧЕНИЕ НОВЫХ КЛИЕНТОВ
    Разнообразный и актуальный ассортимент поможет привлечь новых клиентов и удержать существующих, что способствует росту бизнеса и увеличению конкурентоспособности компании
  • 5
    УЛУЧШЕНИЕ УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
    Оптимально сбалансированный ассортимент помогает более точно удовлетворять потребности клиентов, что приводит к улучшению обслуживания и повышению уровня удовлетворенности клиентов
  • 6
    УЛУЧШЕНИЕ УЗНАВАЕМОСТИ БРЕНДА
    Четко сформированный и управляемый ассортимент помогает создать единый стиль и образ бренда, что способствует его узнаваемости и популярности среди потребителей
Что важно учитывать при формировании ассортимента?
  • – 1 –
    ПОТРЕБНОСТИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
    Исследование спроса и понимание потребностей своей целевой аудитории помогут определить, какие товары наиболее востребованы
  • – 2 –
    АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ
    Изучение ассортимента конкурентов позволяет определить преимущества и недостатки своего предложения и выделить уникальные продукты или услуги
  • – 3 –
    СЕЗОННОСТЬ И ТРЕНДЫ РЫНКА
    Учет сезонных колебаний спроса и анализ текущих тенденций на рынке помогут оптимизировать ассортимент, включая сезонные товары и учитывая изменчивость спроса
  • – 4 –
    ПРИБЫЛЬНОСТЬ И ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ
    Оценка финансовых показателей товаров и услуг позволяет определить их рентабельность и эффективность в рамках ассортимента
  • – 5 –
    ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТОВ
    Планирование ассортимента с учетом жизненного цикла товаров позволяет оптимизировать их распределение и поддержание актуальности предложения
  • – 6 –
    ПРИНЦИП СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
    Необходимо обеспечить баланс между различными категориями товаров, учитывая спрос, маржинальность, оборачиваемость и другие параметры
Мои услуги
  • ОБУЧЕНИЕ

    Обучение поможет сотрудникам развить навыки и знания, необходимые для эффективного управления категориями товаров или услуг и повышения общей успешности бизнеса


    ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ:


    1. Введение в категорийный менеджмент:


    • Определение категорийного менеджмента
    • Роль категорийного менеджмента в стратегии продаж
    • Принципы и основные задачи категорийного менеджмента

    2. Анализ категорий:


    • Сегментация товаров и услуг по категориям
    • Анализ ассортимента: матрицы Герцберга, ABC-анализ, XYZ-анализ
    • Понимание потребностей и предпочтений потребителя для каждой категории

    3. Планирование категорийных стратегий:


    • Установление целей и ключевых показателей эффективности для каждой категории
    • Разработка стратегий ценообразования, продвижения и позиционирования для каждой категории
    • Планирование мероприятий по управлению категориями

    4. Управление ассортиментом и запасами:


    • Оптимизация ассортимента для повышения продаж и удовлетворенности клиентов
    • Управление запасами и предпродажной подготовкой
    • Анализ и управление жизненным циклом продуктов в категории

    5. Сотрудничество с поставщиками:


    • Управление отношениями с поставщиками по каждой категории
    • Проведение переговоров и заключение контрактов с поставщиками
    • Оптимизация процесса поставок и управление рисками

    6. Мероприятия по развитию категорийного менеджмента:


    • Построение отчетности и мониторинг эффективности категорийного менеджмента
    • Внедрение инновационных подходов и технологий в категорийный менеджмент
    • Разработка плана по развитию и улучшению категорийного менеджмента в организации
  • АУДИТ

    Аудит управления ассортиментом поможет выявить узкие места и возможности для оптимизации стратегии управления ассортиментом товаров или услуг, что позволит повысить эффективность бизнеса и уровень удовлетворения потребностей клиентов


    ЭТАПЫ АУДИТА:


    1. Постановка целей и задач:


    • Определение целей и ожиданий от проведения аудита управления ассортиментом
    • Выявление ключевых задач и вопросов, которые будут рассматриваться в ходе аудита

    2. Сбор информации:


    • Анализ текущей стратегии управления ассортиментом: категоризация продуктов, оценка жизненного цикла товаров, анализ ценовой политики и т.д.
    • Сбор данных о потребительском спросе, поведении конкурентов, тенденциях в отрасли и других факторах, влияющих на управление ассортиментом

    3. Анализ данных:


    • Оценка эффективности текущей стратегии управления ассортиментом
    • Идентификация ключевых проблем и возможностей для улучшения управления ассортиментом
    • Сравнение собранных данных с поставленными целями и стандартами

    4. Формирование рекомендаций:


    • Разработка рекомендаций по оптимизации стратегии управления ассортиментом
    • Предложение конкретных действий и мер, направленных на улучшение управления ассортиментом
    • Планирование шагов по внедрению предложенных изменений

    5. Подготовка отчета:


    • Составление детального отчета об аудите управления ассортиментом с описанием проведенного анализа, выявленных проблем, рекомендаций и плана действий
    • Представление отчета руководству и заинтересованным структурам организации

    6. Внедрение изменений:


    • Разработка плана внедрения предложенных изменений
    • Мониторинг и контроль за реализацией рекомендаций
    • Оценка результатов внедрения изменений и корректировка стратегии управления ассортиментом при необходимости

Кейсы

Компания Мулин Вилла, входящая в ТОП-3 селлеров на маркетплейсах Озон и Вайлдбериз по категориям СТМ мелкая бытовая техника и посуда, запросила аудит ассортимента с целью расширения товарной линейки, увеличения выручки и маржинальности продаж.
В процессе аудита было выявлено:
  • клиенты часто покупают товар на подарки и важно наличие подарочной упаковки
  • в текущем ассортименте мелкой бытовой техники нет линеек товаров/коллекций, что важно для клиентов
  • более 80% товаров относятся к первому уровню цены и имеют низкую маржинальность
  • мало товаров среднего и выше среднего ценовых сегментов с высокой маржинальностью
  • неточное планирование приводит к преждевременному вымыванию остатков на складах, что влияет на потерю позиций на странице выдачи маркетплейсов
  • отсутствует важная информация на карточках товаров, это не позволяет клиенту сделать выбор в пользу товара
Результат внедренных рекомендаций после аудита:
  • добавили в ассортимент товары среднего и выше среднего ценовых сегментов, что позволило увеличить общий уровень выручки на 10% и маржинальности на 5%
  • разработали и внедрили подарочную упаковку для товаров среднего и выше среднего ценовых сегментов, адаптировали упаковку товаров нижнего ценового сегмента: 50% клиентов стали покупать товар на подаркивместо 20% ранее
  • ассортимент стал сбалансированным по ценовым сегментам, что позволило охватить покупателей с разными доходами
  • внедрили новую схему планирования и прогнозирования, что позволило иметь точный запас под потребность и избежать отсутствия товаров на складах
  • обновили карточки товаров и внесли на них информацию про технические характеристики, преимущества товаров и выгоды для клиентов

Вопрос - Ответ

ВОПРОС:
Как оптимизировать ассортимент товаров компании?
ОТВЕТ:
Для оптимизации ассортимента товаров компании необходимо анализировать текущий ассортимент, понимать потребности потребителей, а также следить за тенденциями рынка и конкурентами.
ВОПРОС:
Какие метрики и инструменты использовать для оценки эффективности ассортимента?
ОТВЕТ:
Для оценки эффективности ассортимента можно использовать показатели, такие как оборачиваемость товаров, средний чек, долю прибыли от продаж и прочие ключевые метрики продаж.
ВОПРОС:
Каким образом управлять жизненным циклом продуктов для оптимизации ассортимента?
ОТВЕТ:
Управление жизненным циклом продуктов включает в себя анализ продаж, реакцию на изменения спроса и конкуренцию, планирование акций и распространение новых товаров по каналам продаж.
ВОПРОС:
Какие методы анализа рынка и потребительских предпочтений помогают в эффективном управлении ассортиментом?
ОТВЕТ:
Для анализа рынка и потребительских предпочтений полезно применять опросы потребителей, маркетинговые исследования, анализ продаж и данных о поведении покупателей.
ВОПРОС:
Что нужно учесть при формировании ценовой политики по ассортименту?
ОТВЕТ:
Стратегия ценообразования должна учитывать стоимость производства, конкурентоспособность на рынке, ценовую политику конкурентов и ожидания покупателей.
ВОПРОС:
Какие факторы влияют на успешное выполнение управления ассортиментом?
ОТВЕТ:
Для успешного выполнения управления ассортиментом важно иметь четкие цели, понимание потребностей клиентов, актуальные данные о продажах и рынке, а также умение быстро адаптироваться к изменениям.
ВОПРОС:
Как учитывать сезонное спрос и тренды рынка при формировании ассортимента?
ОТВЕТ:
Для определения сезонных колебаний спроса и популярных товаров в разные сезоны изучите данные о прошлых продажах и спросе на различные товары/услуги в разное время года.
ВОПРОС:
Как обеспечить баланс между различными категориями товаров в ассортименте для максимизации доходов компании?
ОТВЕТ:
Для обеспечения баланса между различными категориями в ассортименте компании нужно регулярно проводить анализ прибыльности товаров, учитывать спрос на товары разных категорий и внимательно следить за реакцией покупателей.
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Made on
Tilda